17.09.2012 Фолк-джаз-драйв и что-то еще…
Яна Харченко
Premier Product
Стильные, модные и современные, они не отказываются от своих корней, а творчески переосмысливая, делают национальную историю своей сильной стороной. Каждое их выступление – драйв, вспышка эмоций, которая захлестывает публику. О своем стиле в контексте современного шоу-бизнеса, о современном шоу-бизнесе в контексте собственного восприятия нам рассказывает Клавдия Пенькова – маленькая девушка с красивой улыбкой, огромной энергетикой и звездочками в глазах, а не в стиле поведения.
- Вы принципиально поете «живьем», тогда как на российской эстраде - эра фонограммы, хотя во всем мире это дурной тон. Нет соблазнов «избавиться от блажи» и не делать больше того, чем от тебя ждут?
- Есть, конечно, особенно под Новый год, когда из 30 дней в месяце – 20 дней – концерты. Для нас фонограмма – это только телевидение, и то в исключительных случаях. Но могу сказать, что на ТВ хорошо настроенные микрофоны – большая редкость, поэтому нам открыто говорят: «Лучше, чтоб вы пели под плюс, так проблем будет меньше!». Но «живьем» совсем другая энергетика и, в конце концов, это наша работа – петь, выкладываться по полной. Посмотрите, какие за границей концерты – все поют живьем, а у нас нет культуры исполнения без фонограммы. Если бы она была, остались бы только профессиональные артисты. Революция в музыке должна начаться с этого.
- Как формировался и как меняется Ваш музыкальный стиль?
- Когда мы начинали три года назад, это был один стиль: четкая задача совместить народный стиль и джаз. Но со временем мы научились делать эту грань незаметной: чуть сгладили джазовое звучание, которое все-таки надо очень аккуратно сочетать с любимыми старыми песнями. У них своя мелодика, удивительно красивая сама по себе. Сейчас мы в постоянном поиске, и каждая песня – это плод творчества шести музыкантов, каждый из которых добавляет что-то свое, причем мы сами меняемся – меняется наша музыка.
- Как, по-вашему, национальная идея в музыке неисчерпаема, или она в контексте моды и носит временный характер?
- Она бесконечна, и как раз новое прочтение делает ее снова модной и актуальной. Не всегда старшее поколение воспринимает нашу игру с музыкой, расценивая это как некое панибратство, но я всегда отвечаю: «Странно жить в 21 веке и носить лапти». Как минимум, у людей должен быть выбор, слушать народную музыку в привычной манере или в новой. Но надо сказать, что мы еще и популяризируем народное искусство, которое, к сожалению, утрачивает свои позиции.
- Ваши первые минуты славы федерального масштаба уже получили продолжение в других всероссийских проектах. Но какими были те впечатления от первого большого успеха?
- Расскажу на одном очень значимом для меня эпизоде. Еще за несколько лет до «Минуты славы» я проходила кастинг в проект «Секрет успеха», Меня прослушивал Валерий Меладзе, и очередь подошла только к часу ночи, когда ни физических, ни моральных сил уже не было. Я вышла - девочка в очочках – и начала петь «Жил да был брадобрей» - эдакая псевдо - Мэри Попинс. Я тогда мало что понимала и шла наобум. «Еще что можешь спеть? – спросил г-н Меладзе. - Только народное, - сказала я. – Ты что-то слушаешь, кроме станции «Маяк»? – добивал он, и, несмотря на позднее время, продолжал со своими «спой что-то еще». Я на него тогда очень обиделась и за «Маяк, и за небрежное: «Извини, но у тебя мало вокальных данных». А потом, почти как в кино: на выходе журналисты спросили «что вы чувствуете?», и я ответила, что еще обязательно вернусь в Москву, и обо мне еще все услышат. Представляете, каково мои эмоции, когда через четыре года перед очередным соревновательным днем в «Минуте славы» мне сказали, что нужно спеть с Валерием Меладзе. За свою песню я больше не переживала вообще – дрейфила за дуэтную «Цыганку Сэру». Когда мы встретились за кулисами, Валерий сказал, что у него «неважно с голосом». «Ну ничего страшного, я вам подпою – помогу - вытяну», - так и подмывало сказать, и вдруг поняла, что во мне проснулся азарт, желание доказать, что на мой счет ошибались. Плохо спеть я просто не имела права, и по его глазам в момент, когда я запела, поняла, что перешагнула то, что очень сильно мешало, и теперь могу идти дальше. С тех пор я снова стала спокойно слышать песни Меладзе, от которых было не по себе до «Минуты». А вообще «Минута славы» - это был определенный порог, после которого я уже ничего не боюсь.
- Чья еще оценка была для вас очень важна?
- Самая первая – самая важная – это оценка Иосифа Давыдовича Кобзона, который присудил нашей группе, дебютировавшей в Москве, первую премию на конкурсе «Москва-транзит-Москва». Было очень приятно. Вообще сейчас многие артисты, с которыми мы выступаем на совместных концертах, нас очень любят и признаются, что не хотят после нас выступать, потому что публика становится «взъерошенной» и хочет продолжения подобного драйва. Многие молодые ребята – Руслан Алехно, гр. Ассорти, говорят, что мы молодцы, потому что ищем свой стиль и делаем запоминающуюся музыку. И никогда не забуду случай, как за одну песню нам аплодировали трижды, - я была в эйфории. Это произошло на открытии радиостанции в Самаре, где присутствовала Алла Пугачева, которая сказала в микрофон: «Ребята, ваше «зеленися» – просто… «зашибися»! Вот такая вот оценка! После официальной части, Алла Борисовна сказала, что мы выбрали верный путь, и посоветовала ехать в Москву.
- Вы решили брать Москву марш-бросками, периодически «атакуя» из провинции? Скажите, вам приходилось слышать термин «не формат» и что на это следует отвечать «неформатным» артистам?
- На это не надо отвечать, надо продолжать работать. Мы выбрали не самый простой путь к признанию. Поиск своего собственного стиля в музыке для многих – непозволительная роскошь. Большая часть кавер-групп быстрее становятся известными и востребованными, но, когда нет уникальности, это временный успех. Мы же идем ступенька за ступенькой, может быть, не так быстро, но к своему успеху, и мы займем свою нишу надолго. Пока могу сказать, что ни разу ни на одно телевидение не занесли денег (хотя это обычная практика), а выступать нас приглашают все чаще.
- Как вы считаете, это благодаря грамотно выстроенной продюсерской работе или артисты могут сегодня самостоятельно строить карьеру?
- Профессиональный продюсер дает возможность заниматься чисто творчеством, снимает с плеч камень хождения по разным кабинетам, достижения разный договоренностей и, конечно, заработка. К примеру, мы просто делаем музыку, работаем над ее совершенствованием, выступаем, а продюсерский центр Сергея Войтенко решает за нас все остальные задачи. Без продюсера можно пробиваться 20 лет, но так и остаться безымянным музыкантом из местного кабака.
- Где же та грань, которая отделяет творчество от бизнеса? Может ли показатель продаж говорить о качестве, творческом достоинстве «продукта», или одно не всегда соответствует другому?
- На мой взгляд, параметры качества в музыке просты: живое звучание, хороший текст, профессиональное исполнение, и в идеале – уникальный собственный стиль. Но мы видим, что в нашем шоу-бизнесе в финансовом плане не всегда успешны те, кто этому соответствует: вживую поют единицы, а многие просто не могут петь, и сегодня – они на волне. Но все-таки понятия «творчество» и «бизнес» не противоречат друг другу. Деньги не сваливаются с неба, их надо зарабатывать здесь и сейчас, и при этом идти к большой славе, а не вздыхать и грезить ней. Продюсерский центр Сергея Войтенко дает возможность всем артистам успешно зарабатывать на корпоративах, праздниках, а заказчик может быть уверен в качественном продукте – работе музыкантов на полную катушку.
- То есть вы не разделяете позицию некоторых артистов, которые считают корпоративы ниже своего достоинства?
- Конечно, нет! Это тоже зритель, только немного жующий. Но я замечаю, что чем больше мы с ребятами набираемся опыта, тем чаще люди перестают жевать во время выступления. Был у нас корпоратив – пятнадцать нефтяников в закрытом ресторане. По ощущениям это было похоже на сольный концерт, – вскоре они отложили приборы и полностью переключились на нашу волну. А потом они аплодировали стоя.
- «Поле чудес», «Минута славы», «Смеяться разрешается» - программы, рассчитанные на массового зрителя, в общем-то, достаточно неприхотливого. Не было мыслей пощекотать нервы, сориентировав свое творчество на более взыскательную элитарную в плане предпочтений публику?
- Для меня самый элитарный зритель, слушатель – человек, для которого я пою. Это как лакмусовая бумажка «правильно я делаю или нет». Мы выступали перед самой разной публикой: политиками, чиновниками, бизнесменами, которые часто не могут усидеть, пускаются в пляс. Но самая взыскательная публика – это дети: они либо затыкают пальцами уши, либо пляшут и подпевают. А один мой самый молодой и преданный поклонник шестилетний Никита так меня любит, что…